«Муму» и собака Панина. Как неуклонно растёт российская духовность

thumb_php_3_500x317

Поделиться в соц. сетях

0

«Такого от отца двух дочерей не ожидали даже самые ярые злопыхатели!» — на высокой ноте начинает свою программу «Говорим и показываем» ведущий НТВ.

24 сентября на телеканале НТВ вышла передача, в которой на протяжении сорока с лишним минут разбирается поведение актёра Алексея Панина, который якобы занимался сексом с собакой.

Изобличающий видеоролик — гвоздь эфира. Детали замазаны, но однозначны.

Тут прекрасно всё: выбранное для программы детское время, сама программа и канал, у которого даже среди российских каналов отвратительная репутация, и Панин, у которого репутация не лучше. Да, это тот самый Панин, который, будучи пойман в Одессе, извинялся за оскорбления в адрес Украины, а потом из Москвы рассказывал, как собственным руками перерезал бы горло Порошенко и с каким удовольствием увидел бы Львов в огне. Секс с собакой запросто ложится на этот образ.

Не наше дело спасать российскую духовность и разгибать тамошние скрепы. Мы можем только фиксировать очередное пробивание дна. Нужно сказать, путь от «Крымнаша» до зоофилии по телевидению был пройден за исторически пренебрежительно малый отрезок времени. Невозможно предсказать, чем они будут дальше развлекать зрителя, который подсел на такое, и даже не гадайте, тут нужно особенное внутреннее устройство.

Казалось бы, фильм, который прошёл несколькими днями раньше по российскому же каналу ТНТ, ложится в ту же тенденцию.

Я не знаю, в каком виде его выдали в эфир, и насколько постаралась цензура, но вообще непонятно, как «Её звали Муму» режиссёра Владимира Мирзоева можно запикать и затушевать, от кино же ничего не останется. Как фильм, снятый в 2013 году и с тех пор прошедший только в закрытом показе, оказался в эфире четвёртого по аудитории российского телеканала, загадка.

Достаточно сказать, что Владимир Мирзоев — категорический противник режима Путина, входит в Координационный совет российской оппозиции и подписал в сентябре 2014 года заявление с требованием вывести из Украины российские войска. Очевидно, высокому начальству пояснили, что в фильме разоблачается та самая оппозиция. Причём разоблачается как в прямом, так переносном смысле. И таки да.

В основу сюжета положена знаменитая история с Катей «Муму» Герасимовой, которая в 2010 году на заказ соблазнила несколько деятелей оппозиции на специально снятой для этого квартире, а изобличающие ролики затем были выложены в Сети. Среди клюнувших на приманку оказались Виктор Шендерович, Эдуард Лимонов, Илья Яшин и Александр Белов. Кто-то с крючка сорвался. Но Мирзоеву было совершенно неинтересно снимать максимально приближённую к случившемуся картину, и у него вышла история о девчонке, которая не прочь пойти на какие-то приключения, чтобы в итоге собрать денег и свалить из страны, где она не видит никакого будущего. Ира (да, не Катя) попутно балуется мыслью стать телеведущей, но сама понимает, что это не всерьёз.

Всерьёз Муму не относится и к задаче «разрабатывать» оппозиционеров. Они либо жалкие, либо смешные, чаще — то и другое. У одного посттравматический синдром в результате боёв в Чечне, он заставляет Иру заниматься сексом, держа в руках лимонку со снятой чекой, и дико орать. Без криков и агрессии ему скучно. Другой приходит на свидание с мамой — любительницей стихов, а в самый разгар бросает девушку, чтобы дать по телефону интервью радио «Свобода». Похожие истории и с другими.

Фоном идут репортажи из Украины: у Иры всё время включён телеканал «Дождь». Она же хочет быть телеведущей, да и нужно быть в курсе, чтобы поддерживать политические разговор с клиентами. Мирзоев снимал фильм осенью 2013 года, и киевские столкновения протестующих с «Беркутом» составляют основу этих сюжетов. Контраст украинского бесстрашного протеста с московской оппозиционной импотенцией не требует даже дополнительной расшифровки.

После пропажи и гибели её бывшего близкого школьного друга от рук нанимателей Ирины, очевидно, эфэсбэшников, она начинает понимать цену своим «приключениям». Фильм заканчивается её бегством, но куда ты убежишь?

Владимир Мирзоев не пощадил в фильме никого, лишь Муму вызывает какое-то сочувствие. Основную часть времени это жёсткая сатирическая комедия, но концовка совсем не вызывает смеха. И режиссёр ещё не знал всего того, что произойдёт с Россией в последующие два года.

Широкая демонстрация «Её звали Муму» — очевидный сбой пропагандистской машины. Теперь этот фильм можно будет найти и в Сети, как это сделал, например, я. Но даже не сомневайтесь, видео с канала НТВ просмотрят в сотни раз больше зрителей. Продавшая своё тело ФСБ Муму, да ещё отягчённая какими-то рефлексиями, — героиня вчерашнего дня. То ли дело Панин и собака.

Леонид ШВЕЦ